написать нам
или закрыть
заказать рекламу
или закрыть
 Кемерово: +7 (3842) 67-11-96
 Новосибирск: +7 923 197-73-55

Лазурный берег, Кампанья, Каталония с борта корабля

В ЭТОТ РАЗ Я МОГУ ЧЕСТНО СКАЗАТЬ – ДА, ЭТА СТАТЬЯ ПРО ЧИСТОЙ ВОДЫ ОТДЫХ! ИДЕЯ НАПИСАТЬ ЕЁ БЫЛА ВЫЗВАНА ТЕМ, ЧТО БОЛЬШИНСТВО НАШИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЕЩЁ НЕ УСПЕЛИ ОЦЕНИТЬ ДОСТОИНСТВА МОРСКИХ КРУИЗОВ, ПОЭТОМУ ОНА РАССКАЗЫВАЕТ ВСЁ ПОДРОБНО И В ДЕТАЛЯХ.

На рынке морского туризма присутствует достаточно большое количество компаний, однако на территории Средиземноморья традиционно основными игроками считаются печально известная Costa и довольно стабильная в качестве MSC. Основываясь на большинстве положительных отзывов, мы отдали предпочтение MSC. Лайнеры, которые собрали наивысший балл у пользователей: MSC Splendida и MSC Fantasia. Найдя на сайте MSC ближайший возможный рейс, мы тут же забронили билеты и через пару дней, собрав вещи, выдвинулись в аэропорт. Довольно много наших земляков уже оценили кратчайший перелёт до Европы из соседнего Новосибирска. Рейс OBR-PRG вылетает каждые понедельник и пятницу всего за 9900 рублей в «экономе». А «эконом» в S7 будет на голову повыше, чем любой проапгрейдженый европейский лоукостер. Притом за 1500 сверху вам ещё и предложат места повышенной комфортности.

Итак, ступив на чешскую землю, мы имели всего 1,5 часа на пересадку до Барселоны, откуда еще через 2 часа отплывал наш лайнер. Обычно на MSC посадка начинается за 4 часа до отплытия и заканчивается ровно за час. «Это вам не как на самолёт, – говорили представители круизной компании, – за час не будете на борту – 4000 человек вас ждать не будут. Убирают трап – и всё! Прощайте, крысы сухопутные!».

Когда у тебя всё рассчитано по минутам, обязательно появляется какой-то ФАКтор, который вот просто берёт и ломает планы. В нашем случае подлянка явилась в солнцеликом образе китайской опоздашки, из-за которой самолет взлетел аж на тридцать минут позже. При потере тридцати минут у нас оставалось только двадцать пять минут на то, чтобы сойти с самолета, поймать такси и доехать из аэропорта в морской порт.

Итак, в 16:30 самолёт сел в аэропорту Барселоны. Бегом к выходу. Хватаем первого попавшегося таксиста, который по шальному тарифу в 50 € пообещал домчать нас до морского порта за 20 минут. Таксист – хохол с молдавскими корнями по имени Серёга – за уплаченный полтишок расстарался как мог: даже на заднем сидении пришлось пристегнуться, поскольку было реально страшно. Примерно как в фильме «Такси-2». Без двух минут пять мы просто приземлились у проходной рамки, которую сотрудник охраны лайнера закрыл прямо за нами. Ура! Мы на корабле! 

Роскошнейший, шикарный лайнер принял нас на борт в самом финале. Пассажиры, прошедшие раньше, уже попивали коктейли в холле, где играл пианист и две скрипачки. Холл с четырёхэтажным вторым светом был усеян всевозможными позолоченными финтифлюшками и искрившимися стразами лестницами. Кругом красный бархат, официанты в смокингах, ну и, короче, все-все аристократические мулечки для дорогих гостей. Мы, все взмокшие и с чемоданами в руках, пока никак не вписывались во всю эту атмосферу, поэтому поспешили скорее заселиться в номер и, так сказать, проапгрейдить свой внешний вид. Номер наш находился на десятом этаже шестнадцатиэтажного лайнера и по степени комфортности был вполне ОК. Каюта с балконом – это, наверное, тот минимум, при котором можно чувствовать себя не чужим на этом лайнере. Все, что надо, есть: кровать queen size, гардероб, ванна с душем, уголок отдыха с диваном и балкон, который каждый час обновлял вид из номера.

Через час после отплытия нам под дверь засунули программу вечера. В 18:30 ужин в местном ресторане, а в 21:30 начнётся спектакль в зале театра. Дресс-код, которого следовало придерживаться всем посетителям вечера: gala. То есть дяденькам нужно было надеть пиджаки, тётенькам – вечерние платья. Тех, кто не придерживался дресс-кода, конечно, со входа не разворачивали, но чувствовали они себя немного ущемлённо. И на самом деле, тех, кто одел костюмы и платья, было 95 %, а не как у нас, когда пригласишь людей на мероприятие с дресс-кодом black tie, а половина приходит в джинсах и рубашках.  

Посмотрев представление, все желающие могли отправиться на вечерний променад по магазинам, коих здесь было в избытке. Короче, как в нормальном аэропорту, на лайнере была вереница магазинов duty free с приятно низкими ценами на товары (без таможенных пошлин). Для тех же, кого не интересовали ни украшения, ни часы, ни алкоголь, ни парфюмерия или косметика – добро пожаловать в казино! Да, почти в самом центре лайнера на два этажа в высоту и на 1000 метров в ширину расположилось местное казино Royal palm. Автоматы, рулетка и, конечно же, карточные развлечения. Если честно, я всегда стараюсь обходить подобные места, поскольку человек азартный, а в этом деле надо «знать прикуп». Судя по контингенту, основные посетители казино – бандиты и бабушки за 70. Первым пофиг, чем рисковать, а вторым уже пофиг на риск и есть простое желание спустить денег. Заходим подивиться на сверкающие стразами интерьеры и прямиком в следующий зал, где расположилась дискотека. Молодёжи, сказать честно, почти нет. Либо дети до 14, либо дяди с тётями за 55. Ну и, соответственно, плей-лист сформирован из предпочтений местного контингента – весь вечер на танцполе играет кантри. Хотя местные бодрячки зажигают как ни в одном глазу, на часах уже 23:30 и заметно хочется спать. Через весь лайнер 12 минут добираемся до каюты и под аккомпанемент бьющихся о борт волн, уставившись в звёздное небо за балконом, засыпаем.

Утро встретило нас безоблачным рассветом в столице Лазурного Берега Франции – Марселе. Довольно пустынный и безрадостный порт Марселя больше напоминал товарный причал, где грузят контейнеры. Но, судя по трем лайнерам, стоявшим рядом с нами, – это был единственный порт в городе. Дорога на берег проходит через рамку контроля со считыванием вашего ID и отметкой в листе, что гость сошёл на берег. Добираться до центра Марселя предлагалось на такси или на экскурсионном автобусе. Но того ни другого мы не бронировали, поэтому решили действовать по ситуации. И ситуация оказалась удачной. Пройдя метров триста от места стоянки, мы обнаружили бесплатный шаттл, который стартовал из порта до центра каждые полчаса.

Итак, вот она, столица легендарного Лазурного Берега. Забегая вперёд, сразу скажу – полная дрянь! На улицах грязь, кругом шныряют чернокожие бомжи, а основные достопримечательности – унылые сараи по сравнению с сооружениями той же Флоренции. Я вообще не понимаю, что за чудесные люди придумали, что Лазурный Берег, Марсель, Ницца – это такой прямо рай на земле. Те, кто здесь побывал и до этого ел что-то слаще моркови, вряд ли скажут, что местная культура, инфраструктура и вообще атмосфера – это образец для подражания. Это, наверное, наследие недавно ушедших времён сформировало в голове россиянина какой-то радужный образ чего-то офигенно недостижимого типа Пальмы-де-Майорки или Ниццы картинками из песен Миши Шуфутинского. Да отстой!

На Пальме триста дней в году гроза! А в Ницце мне машину на улице было страшно оставить. В центральных и самых посещаемых местах города снуют перезагорелые бомжи и попрошайки.

Недаром же недавний губернатор Красноярского края возмущался из-за работы полиции в Ницце и сумасшедшего уровня преступности после того, как обнесли его дачу в Антибе.

Короче, мы прошлись по берегу Марселя, отметились на фоне замка Иф, где по роману пребывал в заточении граф Монте-Кристо. А поскольку больше здесь смотреть было нечего, мы взяли в магазине бутылочку champagne и присели на пристани, греясь под солнышком и ожидая нашего шаттла. 

Вечер на лайнере был традиционно пафосным, однако dress code на сегодня был и интересным, и демократичным одновременно. Mascarade. И вот тут сам себе выдумывай кто во что горазд. Представление в театре, заявленное на сегодня – «канкан».

Театр, если честно, не впечатлил, а беспрестанно галдящие вокруг группы китайцев заставили оставить наши места и провести вечер за коктейлями в центральном холле, где я слушал пианиста и скрипачек. Под занавес вечера я даже набрался смелости и попросил маэстро дать мне на время инструмент. Исполнив пару этюдов и заслужив аплодисменты зала, в прекрасном настроении мы отправились до каюты.

Утром мы проснулись уже в Италии. Генуя на рассвете распахнула перед нами великолепный вид на город. Домики на холмах возвышались один над другим в форме арены и создавали ощущение, что каждый домишка высунулся посмотреть на берег: «Кто это там подплыл?». Этот пейзаж можно поймать только с моря, и это был, пожалуй, самый потрясающий вид за весь круиз.

На рассвете колокол на местной башне пробил восемь раз, и город как по щелчку пальцев ожил. Тут же по дороге вдоль берега начали шнырять машины, с визгом сирены пронеслась скорая помощь, чувствовалось, что дремота проходит. Самое интересное, что Генуя расположена так, что с корабля на пристани можно наблюдать за всей жизнью города одномоментно. Как будто ты перед полукруглой трибуной, но действие для тебя происходит не на сцене, а как раз в зрительном зале.

Спустившись в город, мы застали тот момент, когда субботним утром торговцы раскладывают свои палатки, а дворники метут улицы. Солнце поднималось выше, и вот он – момент, идеальный для кадра «по свету». Фонтаны, дворцы, дома, улицы, скверы, – всё было пропитано светом. Этот портовый город не похож на остальные. Обычно порты – это серость, бомжи и торгашня. Но Генуя – она не такая. Генуя – она офигенная!

В половине второго солнце начало припекать и захотелось уже окунуться в бассейн, поэтому мы поспешили вернуться на лайнер. 

К слову о бассейнах: на MSC Splendida было три больших бассейна и примерно с дюжину небольших лужиц, типа больших джакузи. Один бассейн был крытым, два других находились на пятнадцатой палубе лайнера, один в центре, а второй на хвосте. Поскольку лайнер стоял хвостом к порту – лучшие места были в хвостовой части. Пока все пассажиры гуляли по городу, а до отплытия оставалось еще четыре часа, мы заняли лучшие места у бассейна под самым солнышком. Несмотря на то, что на дворе был ноябрь, местная  погода вполне располагала к купанию. В бассейне вода была холодная и солёная, как только что из Средиземного. Но судя по тому, что вода была кристально прозрачной, её, похоже, солили искусственно из антисептических соображений – вместо хлорирования. Хлоркой же обильно сдабривали маленькие купели с температурой 38 градусов. По всей видимости, эти купели предполагались для посещения с детьми, со всеми вытекающими.

За следующие три часа я загорел так, как не смог за две недели в августе на Хайнане.

Солнышко – просто сказка. Вообще, очень тяжело описать такие моменты абсолютного счастья: ты купаешься на шестнадцатом этаже в открытом море с видом на Геную, и самое главное – вокруг почти никого!

Вечер наступил почти незаметно, и вот уже капитан дает три прощальных гудка и лайнер под звуки невероятно красивой мелодии, звучащей из всех рупоров корабля (забыл название), начинает выходить из порта. К поручням на корме сразу же потянулись десятки и сотни людей, которые кому-то махали на пристани, а те, провожающие, отвечали. И, может быть, они совершенно не были знакомы друг с другом, но всё равно радовались за отплывающих, как за своих.

В этот вечер стемнело раньше обычного, и пассажиры лайнера потянулись по ресторанам, барам, холлам, магазинам и т. д. Мы же, обойдя все предложенные заведения по кругу, снова осели в центральном холле у рояля.

Вечер пролетел незаметно.

Густым запахом серы и мазута встретил нас поутру порт Неаполя, столицы итальянского региона Кампания. Вообще это, наверное, один из самых нелюбимых мною городов в Италии. Безработица, преступность и цены – высокие, обустроенность и чистота – низкие. Единственное, что можно здесь посетить – это Помпеи. Город, где не выжил никто после извержения Везувия больше двух тысяч лет назад, до сих пор по частям раскапывают археологи. Видимо, за грехи местного уклада жизни город был почти стерт с лица, вернее, с лодыжки итальянского сапожка – так нет, местные новый построили! Менее эпическо-исторический, но такой же унылый и небезопасный Неаполь.

Сходим на берег. Цены на экскурсии в Помпеи неприятно удивляют, и, решив поискать удачи у местных бомбил, мы берём такси. Здоровенный заросший дядька представился  как Винсент и пообещал за 50 € в один конец и 50 € обратно свозить нас в Помпеи. Хлопнули по рукам, кинули сумки в багажник, и тут меня посещает мысль зафиксировать нашу договорёенность на бумажке. Пишу: «Port –Pompeii 50 €, Pompeii – airport 50 €», протягиваю Винсенту и спрашиваю – ОК? Он, сделав удивленное лицо, отвечает: «No! 140 €!». «Ты же только что говорил – 100 €!». Дальше Винсент включает тумблер «local» и, кося под оскобленного и униженного, говорит, что совсем не понимает наш английский. Винсент, объясняя свою позицию в данном вопросе, постоянно делает такой, знаете, характерный итальянский жест, когда все пальцы сводят в кучу и подносят к губам, а потом из этих пальцев как будто что-то бросают вниз. Похожий жест делают все восточные торговцы, когда хотят кого-то обмануть, изображая, как они непреклонно правы. Прогнозируемый эффект от этого шоу в том, что туристы в чужом городе не выйдут где попало на улицу и примут предлагаемые условия. Но что-то у Винсента пошло не так. В хлам оборзевшие туристы кладут примитивный договор на сиденье рядом и на ближайшем светофоре открывают двери, забирая все сумки. «ОК, ОК, ОК!», – в панике проорал Винсент и, своей ручкой поставив «ОК» на бумажке с ценой, стартанул со светофора с характерной пробуксовкой и визгом колес. Всю дорогу пилот бухтел себе что-то недовольно под нос и гнал 160 на всех дорогах без исключения. 

Долго ли, коротко ль, за 20 с небольшим минут мы доехали до Pompeii и, успев обойти две громадные группы китайцев, подбежали на кассу первыми. Билеты по 11 евро с человека – и гуляйте сколько влезет. Основные места здесь – древний стадион, казармы гладиаторов, лупанарий и центральная площадь, вид которой поразительно напоминает полотно Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Дороги в мёртвом городе вымощены массивными валунами, а некоторые тропки просто усыпаны вулканической чёрной пылью, той самой, под которой на 4 метра был погребён город. В сущности, город как город был. Видно, где совсем маленькие домики – жила прислуга, где средние – ремесленники, ну а где хоромы – там вельможи. Во многом город напомнил Венецию, только на суше. Такие же маленькие переулочки, домики близко друг к другу, а большинство стен домов – смежные.  

Здешний стадион, стоящий в тени вековых кедров, сохранился лучше всех. Сиденья уже, правда, давно поросли травой, но кровавый дух, обитающий в тёмных переходах арены, всё еще ощутим. Прямо видишь, как перед толпой гладиаторов открываются ворота, и под рев трибун актёры выбегают на арену, возможно, в последний для них раз.

За стадионом следующей точкой на нашем пути был лупанарий. Для тех, кто забыл: лупанарием в древности называли дом терпимости. Объект этот и сейчас пользуется хорошим спросом. Всем мужчинам обязательно хочется сфотаться в стенах древнего борделя и, так сказать, вообразить, как оно жилось-то нашим предкам. 

Завершает улицу центральная площадь города, где в далёкие времена тогдашней Римской империи устраивались все представления и празднества для местных жителей. Кстати, недавно вышедший фильм «Pompeii» вполне живо передает дух того времени, когда на римскую провинцию обрушилась жестокая кара. Короче, тяжёлое место, находиться среди обожжённых стен больше трёх часов тяжело. Собираемся и машем.

На обратной дороге наш Винсент уже заметно повеселел. Близится расставание и вознаграждение. С не сползающей с лица улыбкой насвистывая какую-то нескладную песенку, Винсент бодро везёт нас в аэропорт. Чувствую я, что полученные Винсентом сегодня 100 € – это офигенная пруха для нашего водителя на день. Но делать нечего, мы договоры соблюдаем, и, рассчитавшись с нашим четырехколесным другом, выгружаемся на центральном входе в аэропорт. В Неаполе аэропортик маленький, двухэтажный. На посадку проходим почти сразу. Ну вот и кончилось, как говорится, лето! До свиданья, Италия!