написать нам
или закрыть
заказать рекламу
или закрыть
 Кемерово: +7 (3842) 67-11-96
 Новосибирск: +7 923 197-73-55

Nokian Tyres: специально для экстремальных условий

NOKIAN TYRES ПРОДОЛЖАЕТ РАЗРАБАТЫВАТЬ И ВЫВОДИТЬ НА РЫНОК НОВЫЕ ПРОДУКТЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ДЛЯ РОССИИ. В ПЕРЕЧНЕ НОВИНОК, НАД КОТОРЫМИ ТРУДИЛИСЬ СПЕЦИАЛИСТЫ, ДВЕ НОВЫЕ ЛЕТНИЕ ШИНЫ: HAKKA GREEN 2 И NORDMAN SZ. В ЧИСЛЕ ВЕДУЩИХ ПЕЧАТНЫХ И ИНТЕРНЕТ-СМИ РОССИИ И КАЗАХСТАНА РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА «АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ» БЫЛА ПРИГЛАШЕНА ЭТОЙ ОСЕНЬЮ НА ЛЕТНИЙ ПОЛИГОН NOKIAN TYRES.

Что такое стойкость? Это возможность собрать все силы для достижения поставленной цели и двигаться к ней, несмотря ни на какие оговорки, мол, кругом кризис, санкции, депрессия, сонливость, вялость, потливость, понос, камень в печени, вода в колене, моча в голове или другие непреодолимые обстоятельства.

Естественно, в свете недавних (хотя чего там... второй год уже) обстоятельств, первым под угрозу попадает международный бизнес. Ловить на границе, жечь, топить и мочить в сортирах неугодный, но так любимый россиянами сыр, масло, колбасу – это ещё полбеды. Не только продовольственные, но и хозяйственные товары из-за рубежа в ближайшей перспективе могут не просто стать труднодоступными, а вообще пропасть для россиян как таковые. Поэтому многие производители загодя поспешили наладить производства в России. И слава Богу! Пока наш великий многонациональный народ сможет реализовать 100%-е импортозамещение, пройдёт не один год. А жить (читай есть, пить, ездить) хочется сегодня!

Короче, в числе многих западных компаний и наш любимый концерн Nokian Tyres понимает, что времена нам всем предстоят непростые. И вот тут важно сказать, что в такой тяжелый период Nokian Tyres продолжает разрабатывать и выводить на рынок новые продукты, в том числе и для России. В перечне новинок, над которыми трудились специалисты, две новые летние шины: Hakka Green 2 и Nordman SZ. В числе ведущих печатных и интернет-СМИ России и Казахстана редакция журнала «Авторский проект» была приглашена этой осенью на летний полигон Nokian Tyres.

Первым делом по прилёту в Хельсинки нам устраивают торжественный обед в центральном ресторане, а затем под проливным дождем предлагают пройтись с гидом по улицам столицы Финляндии. Экзотика! Минуте на десятой гид не выдерживает и предлагает всем зайти в автобус и уже оттуда наблюдать за чарующими видами промозглых улиц центральной части Хельсинки.

Буквально каждая вторая достопримечательность здесь связана с Россией. Пётр I, Александр II, Николай I, – все пытались внести в этот город свой посильный вклад. Назначали генерал-губернаторов, давали денег на постройку храмов, короче, активно участвовали в жизни города. До сих пор прибывающих в порту встречает двуглавый российский орел на высоченном столбе, установленном в том месте, где впервые на эту землю ступила нога российской императрицы. В то же время Финляндия всю дорогу мечется, как в том анекдоте – то ли к умным, то ли к красивым. Вторые (не знаю, умные или красивые) – это шведы. Самое интересное, что после выхода из состава империи Финляндия постоянно боялась, что у неё заберут земли или одни, или другие. В 1939 году, когда после неосмотрительной политики Хельсинки войска СССР двинулись на Финляндию, финны вынуждены были подписать абсолютно невыгодный мирный договор, по которому СССР получал Карелию и еще 20 % территории Финляндии. С того самого момента местные жители как огня боятся военного вмешательства русских в каком бы то ни было проявлении. Поэтому и решили, что лучше для них искать поддержки у западного соседа. И несмотря на то, что сегодня в Финляндии проживает всего 6 % шведов, второй государственный язык в Финляндии – шведский.

Во время экскурсии мы видим, как по центральным улицам прямо из порта едут себе несколько штук БРТ. «Что это?» – спрашиваем мы. «Миротворцы США!» – отвечает нам гид. «А зачем они здесь? У вас что, война?» – «Нет, – отвечают местные, – просто, если нам не пустить НАТО – будет война!». Политика руководства Евросоюза не всегда тепло приветствуется простыми финнами. Но делать нечего, бунтов никто не устраивает. Живут как могут. А между тем безработица в стране с некогда отличными показателями за последние пять месяцев разменяла второй десяток процентов и движется дальше. Приток иммигрантов из Африки и стран Ближнего Востока растёт с каждым днем, а вместе с ним и напряженность ощутимо прибывает.

Уезжаем из Хельсинки и двигаемся прямиком в небольшой город Нокию. Да, именно здесь родина знаменитых на весь мир телефонов, которые после покупки всей корпорации Майкрософтом больше не выпускаются. Ну и ко всему прочему, родина знаменитых шин Nokian. 

Интересно, что история бренда Nokian берёт свое начало в 1890-х годах, когда небольшая финская компания производила калоши для двора российского императора. Сейчас уже калоши не производят, зато передовые разработки в шиностроении позволяют сравнительно небольшой (по меркам шинников) компании удерживать высокий уровень лояльности потребителей и лидировать по многим показателям!

В Нокию въезжаем уже на закате, поэтому мы традиционно для Nokian Tyres отправляется на торжественный ужин, ну и потом – набираться сил для следующего мегаактивного съёмочного дня.

Утро. Погода не радовала вообще, причём финнов прошедшим летом солнышко грело четыре, ну максимум шесть дней за весь отпускной сезон. Как известно, какая Hakka не любит дрянной погоды... и, кстати сказать, быстрой, но безопасной езды! Мы берём с собой водительские удостоверения и пакуемся в автобус, следующий экспрессом прямо до нашего полигона.

Перво-наперво нас ждет небольшой брифинг на тему «как трудились спецы Nokian Tyres, чтобы сделать новую Hakka ещё лучше». Все нововведения выражены в мелочах, которые на поверку оказались очень важными и действительно улучшили новую генерацию Hakka green.

Итак, #1

В создании шин для тяжёлых климатических условий есть ряд закономерностей:

Чтобы противостоять эффекту аквапланирования и улучшить управляемость на мокрой дороге – увеличиваем количество канавок для отведения воды, вследствие этого появляется шум. Убираем шум – пропадает жёсткость и управляемость. Короче, нелёгкая это работа... Откровенно говоря, Nokian Tyres – это единственный производитель шин в мире, который фокусируется на безопасности дорожного движения в сложных климатических условиях. Отсюда ключевыми рынками сбыта Nokian Hakka являются страны Скандинавии, Россия, Казахстан и Белоруссия. Прошлая Хакка с задачей справлялась превосходно. Но вот настало время превзойти себя. Hakka Green 2 разрабатывалась, по словам финнов, почти пять лет. Первая идея новой шины – получить сбалансированную управляемость на мокрых дорогах и минимальное потребление топлива. В Hakka Green 2 применена технология, основанная на эффекте Коанда (применяется для авиации и F1), вследствие которого вода повторяет форму предмета, с которым она взаимодействует. Отсюда и канавки протектора задуманы таким образом, чтобы вода эффективно отводилась из пятна контакта.

Далее. Износоустойчивость Hakka Green 2 увеличена на 15 % за счёт резиновой смеси, содержащей силику (двуокись кремния). Сосновое и рапсовое масла, добавленные в резиновую смесь, уменьшают сопротивление качению и позволяют шине вращаться легче.

Стабильная управляемость обеспечивается Hakka Green 2 не только за счёт новой резиновой смеси, но и благодаря крепкому стальному брекеру. Брекер состоит из стальной проволоки, покрытой латунью. Каждая проволока состоит из двух нитей, переплетённых вместе. К слову, с помощью всего лишь одной такой нити можно спокойно буксировать легковой автомобиль. В итоге система инноваций Hakka Green 2 позволяет перестраиваться из полосы в полосу легко и контролируемо.

Отдельная тема для рассказа – технология Silent sidewall design. В ней специальная резиновая смесь между боковиной шины и протектором активно отфильтровывает звуки и вибрацию стального корда, вызванную дорожным покрытием, тем самым предотвращая передачу неприятных звуковых эффектов через боковину шины на диск и далее в салон автомобиля.

Благодаря всему этому шины относятся к наивысшему классу «А» европейской классификации.

#2

Касаемо второй новинки Nokian Nordman SZ. Эта летняя шина позиционируется финнами как стабильная и надёжная шина для скоростного вождения. Она также изготовлена для самых сложных климатических условий. Рисунок протектора Nordman SZ с индексом W (270 км/ч) обеспечивает приятную точность даже на высоких скоростях. Многослойная конструкция протектора Cool Zone даёт более быструю реакцию на руль и точное ощущение при прохождении поворотов, смене рядов и в экстренных ситуациях. Износостойкая резиновая смесь разработана для вождения на ультравысоких скоростях и обеспечивает хорошее сцепление с мокрой дорогой при любых температурах. 

Проверить все тонкости и новости Hakka Green 2 на деле нам предстояло по трём запланированным программам:

Тест #1: обычный шоссейный тест длиною 80 км

Основной упор в маркетинге Hakka Green 2 сделан на потребителя среднего достатка. Отсюда и типоразмеры 205/55 R16 и 195/50 R16 ожидаемо должны стать хитами продаж. Соответственно и машины для шоссейного теста подобрали под стать: Volvo V40, BMW 116, Mercedes C и VW Golf. На этих абсолютно ходовых, по мнению финнов, моделях и предлагается проверить поведение Hakka Green 2 в нормальной, обычной повседневной езде.

Первыми отрабатывать свой хлеб начали коллеги из Москвы. Дергая по дороге Mercedes из стороны в сторону, «пилоты» пытались протестировать... да кто его знает, что они пытались протестировать? Неуклюжие разгоны «в пол» наверняка тоже никакой информации москвичами о шинах не дали. Но всё же «вывернуть матку» новенькой немецкой машинке, видимо, казалось приятным.

Периодически мы останавливались на заправках, чтобы поменяться машинами. После рокировки шалить начинали уже не Mercedes с BMW, а VW с Volvo. Короче, как всегда, дело в прокладке.

Проехав отмеренные 80 км по ДОП (дорогам общего пользования), ничего кардинально удивительного сказать не могу. Ну шины, ну едут, ну вроде не шумят, хотя если открыть окно – шумят! Тормозить – тормозят. Короче, едут – не гуляют. 

Понять поведение Hakka Green 2 можно, как мне кажется, только в экстремальных условиях. Именно такие и может нам обеспечить летний полигон Nokian. К слову, именно полигон города Нокия, находящегося между арктическим и резко континентальным климатом, создаёт нужные условия для тщательного испытания шин.

Тест #2

Итак, мы на том самом знаменитом полигоне, где используется высокоскоростная фотокамера, чтобы смотреть, как на пятне контакта шины с дорогой вода разбегается по канавкам протектора.

Перед нами – прямая длиною 300 метров. Суть упражнения: разгоняемся до 50 км/ч и выходим на участок, залитый водой. На участке этом совершаем kick-down и смотрим, как протектор Hakka Green 2 пытается противостоять водному клину. Проверяем... Ну, вроде противостоит. Как известно, всё лучшее познаётся в сравнении, поэтому нам тут же предлагается точно такая же Volvo V40, но обутая в Hakka Green 2 с износом, соответствующим двум годам эксплуатации (4 мм протектора).

Итак, разгон до 50 км/ч. Выход на воду. Kick-down. И чувствуется, что потёртая резина уже не так уверенно справляется с водным клином. Колёса местами пытаются схватиться за подсохшие участки трека, но следом – снова пробуксовка, и двигатель, задирая обороты до 5-6 тысяч, орёт вплоть до самого конца трека, где асфальт уже становится сухой.

Ну вот, верите или нет, но Hakka Green 2 оказалась действительно результативным борцом с водным клином. Канавки протектора хорошо отводят воду, но при этом пробовать то же упражнение на скорости вхождения 100 км /ч и выше мы не стали. Наверняка даже у самой лучшей шины есть «точка невозврата».

Тест #3

Вот это, наверное, самый интересный и актуальный для россиян тест. На чуть влажной дороге нам предлагается оттормозиться «в пол» со скорости 80 км/ч. Этот эксперимент проводится на двух одинаковых VW Golf. Golf № 1, как вы понимаете, обут в Hakka Green 2, а Golf № 2 оснащён зимними шинами Nokian. Тест очень актуален для наших дорог, когда многие автолюбители не меняют шины круглогодично. Типа, универсальные шины – и на зиму, и на лето)). Нет, понятно, что кризис, понятно, что экономить стоит, но вопрос – на чём?

Короче, на Hakka Green 2 мы, выйдя на влажную дорогу с 80 км/ч, оттормозились за 19 метров и 40 сантиметров. На зимней липучке наш VW улетел аж на 35,5 метров. Разница почти в два раза!! Экономия на летней резине может, не дай Бог, конечно, такого случая, стать ооочень невыгодной. Хотя чего я вам эту крамолу... И так все всё знают! В конце концов – цифры перед вами.

После полигона нам предлагается посетить (ВНИМАНИЕ!) лабораторию разработок Nokian Tyres. Нас сразу просят убрать технику и на территории лаборатории не снимать.

Подъезжаем к серому зданию без опознавательных признаков. Ни вывески, ни таблички... Только высоченный забор и затемнённые окна. Это настоящая лаборатория новаций и разработок концерна, вход сюда действительно строго ограничен. Здесь сотрудники Nokian Tyres проводят испытания не только своих шин, но и продукции конкурентов. Именно так они получают сведения для сравнений. Ко всему прочему у Nokian договоренности с несколькими службами такси, которые помогают им тестированием шин в реальных условиях. Просто таксишки обувают в разные шины, а потом, по истечении пробега в 50-70 тысяч километров, снимают колёса и отправляют на изучение в лабораторию. Всё серьезно! Каждую новую модель шины разрабатывают и тестируют по 3-4 года. А не так, что сделал – то сразу в народ!

На выходе из лаборатории нас ждёт ещё один эксперимент. Здесь нам уже разрешили достать камеры и разрешили снимать. Тест направлен на демонстрацию выносливости Hakka Green 2 к максимальному давлению. Есть такая байка, что обычная шина способна выдержать нагрузку до 5 атмосфер, но производители ставят ограничение на эксплуатацию даже при 3,5 bar. Команде журналистов предлагается сделать ставки на то, сколько атмосфер может выдержать Hakka Green 2. «Восемь! Десять! Пятнадцать!» – слышны выкрики из зала. «Двадцать», – называю я, сам не веря в такую возможность. Итак, ставки сделаны! Висящую на цепях шину начинают накачивать водой (принципиально не воздухом – для большей наглядности). На табло загораются цифры: 5,0, потом 7,5, следом 9,6. Первые ставки отщёлкнулись. Уже 12,3, затем 15,5. 20,1… Толпа в ожидании. 24,6. Мышцы на лице напряглись в ожидании хлопка… 25,2, 25,6… Ну… ХЛОПОК!! 25,7 bar выдержала Hakka Green 2 прямо на наших глазах. Конечно, ехать даже на 21 bar редко кто когда-нибудь попробует, но все-таки чисто для эрудиции тест интересный. Подойдя ближе к шине, Матти Морри показывает, что шину порвало по борту, при этом основная поверхность осталось целой. Не знаю, что это теперь меняет, но тем не менее, результат достойный.

Напоследок нам предлагают осмотреть еще один девайс «из будущего»: устройство для беспилотного управления автомобилем. На самом деле эту разработку Nokian Tyres используют уже не первый год, однако для простых людей она в диковинку. На руль надет какой-то обруч, на педалях установлена распорка, всё на водительском месте в проводках и датчиках. Представьте себе – за рулем никого, а машина сама набирает скорость, выполняет змейку, разгоняется, тормозит, разворачивается и паркуется на исходную позицию с возможной погрешностью в 5-7 см. Это будущее! Но, как заверяют нас представители Nokian, ещё далёкое. «Вот представьте, как будет вести себя инспектор полиции, остановив такое ТС?». Тут же из толпы слышится: «Это значит, можно бухать и с пультом от машины на пассажирском сидеть?». На самом деле, программы работы модуля управления заложены в память компьютера с прописанными координатами и точками. Это значит, что вполне можно задать путь от дома до работы и обратно, или путь в ресторан и обратно до дома. Фантастика. Но, как и положено фантастике, для нас она ещё только в будущем.

Закончив съёмочный день, принимающая сторона пригласила нас на ужин в самый высокий ресторан Скандинавии. Башня в центре города Тампере возвышается на целых 170 метров над землёй. Здание это было построено в 1970-х годах именно ради ресторана. Больше в здании, вернее, в башне, нет ничего. Лифт, ведущий наверх, наверное, один из самых скоростных в мире. Уши закладывает очень сильно! На самой верхушке находится ресторан, который крутится вокруг своей оси и совершает полный круг за 45 минут. Сказать, что отсюда открывается чудесный вид... Лучше я расскажу вам про ужин. В лучших традициях «по чуть-чуть», между второй и третьей переменой блюд и выпитыми двумя бокалами вина потихоньку начинает клонить ко сну. А всё время вращающееся стеклянное полотно ресторана убаюкивает тем паче. Но вдруг все из Nokian Tyres встрепенулись. В ресторан зашел президент концерна Nokian Tyres. Ну да, вот так! Незапланированно. А что поделать, если это лучший ресторан в городе, и по стечению обстоятельств город этот – основная штаб-квартира Nokian Tyres. Президент, как и полагается, всем помахал ручкой и сел за отдельный стол со своей компанией. С нами же за стол сели представитель российского Nokian Tyres по связям с общественностью Карина Соколова и вице-президент по маркетингу финского Nokian Tyres Antti-Jussi Tahtinen. За ужином много говорили про Европу и Россию, про то, что в Финляндии очень дорогой алкоголь, и поэтому финны дома пьют редко, про перспективы концерна в России. Короче, обо всём. За разговорами окна засияли светлячками ночного города, а где-то вдалеке, на западе, со стороны сердца Европы, угасающим красным заревом подмигнул нам закат. С востока виднелись только крохотные огоньки улиц, ожидающих рассвета. Вполне верится, что скоро и он придёт на финскую землю, придёт с востока, с утренним солнцем. А пока земля Финляндии окутана ночью. Спокойной ночи, Нокия. Лёгкого тебе пробуждения!

 

Автор: Влад Табашников. Фото: Влад Табашников, Анастасия Меньшикова.