написать нам
или закрыть
заказать рекламу
или закрыть
 Кемерово: +7 (3842) 67-11-96
 Новосибирск: +7 923 197-73-55

Полярные заморозки: -110 °C с Nokian Tyres от Матти Морри

По традиции в середине осени концерн Nokian Tyres приглашает к себе в гости представителей российских медиа, среди которых честь представлять Кузбасс выпала на долю первого мужского журнала «Авторский проект». Согласно программе мероприятия, мы должны были посетить пригород Хельсинки под названием Porvoo, где вниманию участников пресс-тура будут представлены три новые шины от Nokian.

Если представить, что лучшее время года для посещения Азии − зима, а Южной Америки − весна, то для Европы «самое то» − осень. Еще не совсем холодно, и солнечными днями вполне можно гулять в одной майке, однако с наступлением вечера воздух все свежее и стоит утепляться. Именно такой день выпал на наш прилет в Хельсинки. Днем было до +18 С, а ночью только 3 градуса с плюсом. Мы грузимся в автобус и стартуем из финской столицы на тестовый полигон Premier park. Финские пейзажи за окнами автобуса невероятно похожи на наши знакомые осенние картинки: березы с желтыми листьями и зеленые елки.

Без превышения местного скоростного режима в 80 км/ч мы добираемся до места назначения за 35 минут. Перед нами небольшой и аккуратный тестовый полигон, примерно 4-5 гектаров размером. На въезде развеваются флаги Nokian Tyres, по обочине трека выставлены кроссоверы с расписными бортами «North proof». Группа наших коллег из столицы после долгой поездки тут же выскакивает из автобуса на перекур и принимается обсуждать, кто на какой машине уже катался и какую лучше занимать для теста сразу, а какую не стоит брать вообще.

Галдеж представителей московских СМИ прервал призывный голос представителя Nokian: «Let's go inside!» Посреди тестового полигона стоял небольшой домик, где нам предстояло провести ближайшие четыре часа. Сначала – обед, а затем для всех гостей была подготовлена презентация по трем новым шинам Nokian. Хедлайнер презентации, как всегда, – Матти Морри, международный «человек-шина» или «Мистер шина», как его называют финны. Матти трудится над разработками в Nokian Tyres уже более 30 лет, причем он исключительный специалист именно в практических испытаниях. Большинство инноваций в мировом шинном деле проходит непосредственно через Матти Морри. Итак, спикер предлагает нам посмотреть короткий фильм о героических характеристиках новых шин Nokian и о том, как здорово эти шины могут существовать в самых суровых условиях.

Новинка номер раз: летняя шина Nokian Hakka black SUV. Эта шина пришла на смену Hakka Z, однако в сравнении с предшественницей Hakka black SUV больше подходит для высоких скоростей. Вообще идеей этой шины были три компонента: скорость, прочность и комфорт. В плане прочности был сделан большой акцент на боковину шины, поскольку самая уязвимая часть − это всегда бок. В прошлый раз мы уже рассказывали о материале, который называется «арамид» и используется в авиационной технике, а также при создании бронежилетов, ну и, собственно, шин Nokian. Так вот, этот самый арамид теперь – основная причина повышенной жесткости бортов Hakka black SUV. Материал легкий, прочный, но дорогой. Помимо увеличенной жесткости борта Hakka black SUV получила особую структуру протектора, которая за счет технологии trumpet grooves позволяет шине более уверенно вести себя на мокрой поверхности. Канавки протектора построены как сливные стоки у труб: вода вмещается в канавки протектора и отводится из них наружу. Также в новой Hakka black SUV изменена резиновая смесь протектора  black coral silica. Особенность этой смеси в более плотном соединении молекул. Если при одинаковых колебаниях обычная резиновая смесь допускает подвижность, coral silica остается максимально стабильной.

Вторая новинка от Nokian, представленная нам, − Hakka blue SUV. Концептуальная основа этой шины отнюдь не скорость, а комфорт и максимальное сопротивление аквапланированию. Здесь больше ламелей на протекторе и, как следствие, больше комфорта при движении. Основа борта – также высокопрочный арамид, а на плече протектора имеются специальные когти, которые способствуют лучшему сцеплению с поверхностью при езде, к примеру, по траве. В резиновой смеси протектора Hakka blue SUV также использована технология coral silica, которая предполагает более прочную связь между молекулами.

Третья новинка − Hakka С2. Это простая шина для коммерческого транспорта. По результатам клиентского опроса Nokian, потребители хотели бы видеть максимально простую и надежную шину. Именно по этой причине шины Hakka C2 полностью симметричны, их можно менять местами – они не имеют внешнего и внутреннего борта. Уровень шума значительно снижен за счет изменения внутреннего кольца шины.

Итак, переходим от слов к делу. Проверить, каковы возросшие возможности шин от Nokian на практике нам предлагалось с помощью свеженьких  SUV от Mercedes, BMW, Audi и Volvo. Представителей медиа разбили на две группы − A и В. Мы, оказавшись в группе А, получили возможность первыми протестировать Nokian Hakka black SUV в конвой-тесте по дорогам общего пользования Финляндии. Итак, по машинам! Коллеги из столичных и региональных СМИ решительно перемещаются к машинам, желая ухватить наиболее понравившуюся. За некоторые экземпляры начинается настоящая борьба. Будучи ближними к тестовому кортежу, садимся в беленький GLK, а вслед за нами, уже хватаясь за ручку пассажирской двери, к машине подбегает молодой обозреватель одного столичного журнала. «Ребята, я эту тачку еще раньше забивал!» − раздосадовано кричит наш коллега. Ну, вот тут сразу вспоминается какая-нибудь Турция, где с утра до вечера идет незримый бой за топчаны, за лучшие места под солнцем и т. д. В таких случаях наиболее логичным аргументом для потерпевшей стороны может быть только аксиома: «Тетя встала − место потеряла», ну... или тот же смысл в более популярной транскрипции. Короче, извини, дружище, мы уже на месте.

Раздосадованный парень перешел в XC90, затаив злобку. Первый конвойный автомобиль тронулся, и мы, будучи в колонне вторыми, стартовали за ним. Для начала нам предлагалось проверить шины на проселке. Начнем с того, что наш GLK  мало того что был с микроскопическим объемом двигателя, так еще и от роду машинке было всего 180 км. В общем, тупица жестчайшая! Мне кажется, упражнение «0-100 км/ч» по секундомеру мы выполнили бы за 20-25 секунд! Ну, и посему от бедолаги мы многого не требовали, ласково поглаживая педаль акселератора и делая огромную скидку на его нежный возраст. Проселок для меня лично никаких новых ощущений благодаря колесам не открыл. Да, комфортно, да, тихо, в меру жестко. Но вот впереди показалась асфальтированная дорога, и мы весело припустили за конвойным локомотивом. Итак, шоссе. Несмотря на то, что в норме на дорогах Скандинавии максимальная скорость ограничена отметкой в 80 км/ч − это была одна из немногих скоростных дорог, где можно разгоняться до 120 км/ч. В нашей машине находилась рация, по которой конвойный сообщал нам некоторые важные детали: например, что большинство камер на дороге − фейки, ну или такие мелочи, как «на перекрестке налево», «на перекрестке направо». Пользуясь информацией нашего «навигатора» по поводу камер, мы решили проверить Hakka black SUV на скорости 160 км/ч, при том, что конвойный автомобиль и сам ускорился примерно до этого уровня.  Ну да, здесь преимущества по сравнению с предшественницей этой шины заметны. Накат идет легче, а шум, поступающий в салон, практически не слышен. Тут, конечно, дело может быть в шумоизоляции Mercedes. Ради интереса на следующем пит-стопе отдаем GLK тому самому парню, который в начале теста так мечтал в него попасть, а взамен берем Volvo XC. Едем, слушаем! Ну, не знаю, наверное, и шумоизоляция у GLK и XC90 на хорошем уровне, и Hakka black SUV играет обещанную роль − на 140 км/ч в машине слышен только дизельный мотор. По поводу спринтерских качеств Hakka black SUV сказать что-либо пока сложно. Все-таки дорога общего пользования не предполагает сумасбродных перестановок из полосы в полосу. Повизжать новой Хаккой у нас еще будет возможность на треке.

Наш следующий пит-стоп запланирован в лесной глуши. Здесь мы перекусываем и делаем несколько снимков на лоне природы. В лесах Финляндии 75% флоры похожи на нашу: березки и елочки. Остальная четверть зеленого мира − это густеющий мох, который у нас встретить можно крайне редко, и, наконец, самая настоящая едкая и сочная черника.

Лучший йогуртовый ингредиент растет здесь прямо кустами − подходи и ешь! Также у корней скандинавских елей великое множество грибов. Провалившись в эйфорию, некоторые представители отечественных СМИ начинают спиливать по одному увиденные грибы. Местные же, зная, что не все из этих грибов можно брать руками, советуют нам воздержаться. Под веселый шум собирателей мы переходим на поляну, где перед нами выставлен образец самой большой шипованной шины Hakka black SUV. 275/85 R 23 установлен на HILUX и отдельно выставлен на стенде, подготовленном партнерами Nokian Tyres из Исландии, компанией Arctic Trucks. После небольшого рассказа о жизнедеятельности Arctic Trucks наша группа переходит на следующий этап испытаний, который обещает удивить нас возможностями Hakka green SUV на труднопроходимой местности, естественно, с низким уровнем сложности. В Hakka Green SUV были обуты машинки побольше предыдущих: ML, X5 и Q5. Машины опять-таки все как на подбор, с пробегом не больше 500 км, короче, новые. Тут борьба за пепелац была намного серьезней. Поскольку X5 был только один, желающих протестировать «бяшку» оказалось сразу четверо. Мы же, нацелившись на  ML, сразу закинули вещи на задний ряд, пристегнули ремни − и в путь!

Первая точка в полосе испытаний − водная преграда. Посреди густого леса мы пробирались на наших гряземесах по узенькой тропке, которая и петляла, и виляла, и уходила под гору, и потом резко спускалась с горы. Ну и, конечно же, на спусках были маленькие болотца. В лесной чаще вода после дождей просыхает плохо, и оттого небольшие водоемы стояли на дороге, казалось, круглый год.  При прохождении водных препятствий не могу сказать, что почувствовал какие-то фантастические переживания от работы шин. Просто пересекает, просто не рыскает на подъеме после воды, просто ровно едет. Ну а что, в общем, еще требуется от хорошей резины?

Выбравшись из лесной чащи, мы попадаем на такую же узкую, как лесная тропинка, но уже асфальтированную дорожку. Дорога, видимо, не основная, и поэтому давно не рихтованная. Кочки, ямы, трещины в асфальте − короче, как на некоторых дорогах общего пользования у нас. Вот тут стало понятно, что многочисленные ламели были как раз на такой случай. Мягенько, тихонько, спокойно и комфортно − вот примерно так я бы мог описать этот участок пути. Нет, конечно, не стоит забывать, что мы едем на Mercedes, притом совсем еще новом. Если не лихачить, не ускоряться без дела с 50 до 120 км/ч и не петлять, как зайчик, по дороге, то могу сказать: Hakka green SUV понравилась! Эта резина не для «погонять», а чтобы, как говорится, чинно-благородно следовать по заданному курсу.

Третий этап испытаний ждал нас по возвращении на трек. Здесь подготовили несколько участков, специально густо политых водой: участок с песочком, пару этапов с конусами под «лосиный тест» и, конечно же, добрую дюжину всевозможных поворотов, разворотов и завихрений на самом треке.

Итак, по треку мы будем кататься на Hakka black SUV. В этот раз мы последовали зову сердца и взяли для трека Audi Q5. Белая красавица извивалась как кошка по крутым изгибам трека, огибая повороты и конусы как по заказу. Лучшее поведение на треке среди всех автомобилей на тесте! Стоп, а может, тут дело как раз в шинах? Ну, короче, все молодцы!

Одним из заданий было на прямом участке разогнать автомобиль до 60 км/ч, затем, выйдя на залитый водой участок дороги, оттормозиться перед конусами и сделать «лосиный тест» все на том же мокром асфальте. Причем асфальт на треке был не как мы привыкли − с крупными щербинами, через которые уходит вода. Ровное, как стекло, полотно покрытия даже не думало отводить воду. Видимо, этот участок был специально спроектирован, чтобы водяной клин был особо ощутим. Итак, старт! 10-30-60, тормоза! Машина начинает царапаться ESPшкой, ожидая уверенного сцепления. Но секундой после мы снова в теме и уверенно слушаемся поворота руля на «лосе». Препятствие пройдено! Не могу сказать, что фантастически, но вполне предсказуемо и ожидаемо. По сравнению с большинством шин, которые в этом упражнении продолжили бы движение, сдаваясь на милость  ESP, Hakka black SUV, похоже, сделала то, о чем нам и говорили. При попадании на мокрую поверхность протектор шины с канавками-ливневками отвел воду наружу и дал возможность колесам и дороге сойтись для решающего маневра.

А вот у наших коллег на ML и Х5 выполнение упражнений не всегда было успешным. Уже на втором круге можно было видеть два-три сбитых конуса и парочку черных чиркашей от резины в самом повороте − видимо, нервы не выдерживали. Выходит, важны шины и машины, но и прокладка – дело не последнее.

Вроде все закончили! Но нет. Организаторы говорят, что нас ждет еще одна часть испытаний и это уже не испытания для шин. Нам предстояло на себе ощутить, что такое заполярный холод.

Примерно в десяти километрах от трека находился наш отель, в соседстве с которым была специальная термальная зона. Минус 110 по Цельсию − постоянная температура, поддерживаемая электроникой в этом чудо-месте. Пыточная для любителей морского бриза и солнца приглашала к посещению от Nokian Tyres всех желающих. Однако перед походом в этот рефрижератор каждый из гостей должен был подписать особую форму, в которой он подтверждал, что ответственность за последствия посещения комнаты с температурой -110 испытуемый полностью берет на себя, а к администрации не будет предъявлять никаких претензий, что бы ни случилось. Жуть, правда?

Но это еще не все. Перед посещением строго-настрого запрещается употреблять любые алкогольные напитки, и не из-за того, что гости могут начать буянить, просто это чрезвычайно вредно для сосудов: они сначала расширяются, потом сужаются. В довесок ко всему нужно еще было заполнить анкету, где вы даете гарантию, что не страдаете паническими атаками, болезнями сосудов, не имеете склонности к сердечным приступам и прочее, прочее, прочее. Если хотя бы на один вопрос ответил положительно − все, волосатый финский дядька забирает у тебя бумажки и отправляет вон с аттракциона. Нам здесь доходяги не нужны!

Итак, подготовка космонавтов пройдена. Нас раздевают до плавок, а потом надевают: на голову шапку, на ноги валенки, на руки − варежки. Все остальное тело открыто на растерзание морозу. Заходить мы будем не сразу в самое «пекло», а постепенно − сначала в комнату с температурой -20 С, потом в -60 С, которую местные называют «Сибирь», и только потом в самую злую часть, где круглогодично -110 C.

Двери открываются, поехали! Поначалу -20 С воспринимаются просто неприятно, как будто ночью открыл холодильник, а оттуда на тебя такой свежачок. Тут же открывается следующий отсек на пути. «Сибирь» с температурой -60 С встречает нас густым ледяным паром. Тут уже начинается легкая паника. Ощущение, что тебя голого выкинули на мороз числа этак 17 января и закрыли за тобой дверь. Ну и, наконец, после двадцати пяти секунд охлаждения в «Сибири» перед нами распахиваются ворота финального отсека с температурой -110 С. Это как в фильмах про гладиаторов, когда перед ними в полной темноте тоннеля раскрываются двери стадиона, залитого светом, и гладиаторов выталкивают на арену с дикими львами. Вот примерно такое ощущение. Ну, что ж... мы делаем шаг в вечную мерзлоту. А-а-а-а-а-! Мороз не то чтобы по коже, а он сразу под кожей. Если плюнуть на пол, до пола долетит только сосулька. Находиться здесь можно не более минуты. Но, как ни странно, секунд через двадцать тело привыкает и становится почти не холодно. Единственное − чуточку страшно. Все-таки -110 С и закрытые двери даже у человека без фобий создают ощущение, что «стены давят». Ну все, пора выходить! Счастье на выходе так и рвется наружу. Во-первых, поставил галочку, что испытал -110 С, а во-вторых, научно подтверждено, что после сильного мороза, попадая в тепло, организм человека начинает активно вырабатывать эндорфин − гормон счастья.

После термальных процедур нас ждали водные, ну и, само собой, алкогольные. На ужине нас потчевали не завозимым нынче в наши края норвежским лососем и местными деликатесами. За трапезой говорили с представителем Nokian Tyres... конечно же, о политике. О том, как финнам хорошо работать с Россией, о том, что все они не поддерживают санкции, ну и, короче, мир, дружба, жвачка!

Очередной trip от Nokian Tyres завершился новыми впечатлениями и невероятным желанием посетить этот край еще и еще раз.

С уважением

редакция журнала «Авторский проект»