написать нам
или закрыть
заказать рекламу
или закрыть
 Кемерово: +7 (3842) 67-11-96
 Новосибирск: +7 923 197-73-55

Помочь заговорить

У родителей в современном мире есть, казалось бы, огромное преимущество перед предыдущими поколениями: любую информацию о здоровье детей, которая нам необходима, можно получить по щелчку пальцев. Главное – сформулировать запрос в интернет-поисковике, и вот всё перед нами: как правильно делать ингаляции, какие клиники в округе принимают анализы по утрам, как сохранить грудное вскармливание и до какого возраста оно целесообразно… Тысячи ответов на самые разнообразные вопросы всегда помогут сделать правильный выбор. Или не всегда? Вал противоречивой информации, взаимоисключающих мнений, сомнительный статей и сентенций на форумах обрушивается на голову наивного родителя. Под любое мнение мировая паутина любезно предоставит источники, будто бы подтверждающие его правильность. Попробуйте отыскать логопеда. Или отыскать ответ на простой вопрос: «Все идет хорошо, или моему ребенку уже необходимо вмешательство специалиста?». «Авторский проект» пошел более правильным путем: этот и другие вопросы мы задали одной из самых трудноуловимых (из-за тотальной востребованности и такой же загруженности) специалистов-логопедов в городе, Марии Шадриной, создательнице логопедического центра «Говорун».

\

Мария Леонидовна, как определить, требуется ли ребенку помощь логопеда?

Самый правильный путь – не гадать самим, а привести его к специалисту на комплексную диагностику. Примерно за час он проверит уровень речевого развития ребенка, высшие психические функции, мелкую моторику, интеллектуальную сферу. По результатам диагностики вас с миром отпустят домой – либо составят индивидуальную коррекционную программу, которая поможет малышу своевременно и гармонично развиваться. Следовать ей очень важно, ведь отставание в развитии речи неминуемо тормозит и другие сферы жизни маленькой личности.

Встречал мнение, что никакого отставания не существует: каждый ребенок уникален и осваивает речевые навыки тогда, когда это нужно. Кто-то осмысленно говорит в 1,5 года, кто-то молчит и в 5, и ничего плохого в этом нет. Это верно?

Мнений может быть много, а вот научная истина все-таки одна. Дети действительно отличаются друг от друга, и время, когда разные когнитивные функции должны себя проявлять, у них отличается. Но – в совершенно определённых пределах. Если в 2,5 года словарный запас малыша – это «мама», «папа» и несколько простых глаголов, или он и вовсе молчит, значит, пора принимать меры. Говоря строго, багаж двухлетнего ребенка должен приближаться к двум сотням слов. Я отдаю себе отчет в том, что многим родителям обидно будет признать, что их любимый малыш в чем-то отстает. Но, может быть, это станет толчком к тому, чтобы уделить развитию ребенка больше времени.

Я знаю много семей с детьми, и такой словарный запас в два года был лишь у одного ребенка.

Да, такое сейчас время. Однако норма ведь определяется не средними показателями. Норма – это не то, как развиваются дети вокруг, а то, как они должны развиваться, исходя из объективных способностей человеческого мозга. И если вы поговорите со своими родителями, они наверняка припомнят, что еще лет тридцать назад трехлетний ребенок, который наизусть рассказывает многостраничные стихи, считался абсолютно обыкновенным. Сейчас же их явное меньшинство. Во-первых, сейчас много новорожденных с последствиями гипоксии, а это напрямую влияет на дальнейшее развитие нервной системы. Во-вторых, изменилась среда: общаются с детьми сейчас меньше, а визуальных стимулов у них намного больше. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, как проводит время в моей приемной среднестатистическая мама с ребенком. Терпение у детей невеликое, и раньше маме волей-неволей приходилось развлекать малыша прибаутками, показывать за окно на птичек и машинки, обсуждать плакат и часы на стене. Сейчас чаду просто дают планшет с мультиками или играми – и он может хоть час сидеть, тихо тыкая пальчиком в экран. Сроки поступления в школу сдвигают к 8 годам, неврологи начинают указывать более поздние сроки развития речи. Так себе выход, на самом деле.

Мария Леонидовна, с какими проблемами к вам обращаются чаще? Исправить звук «р»?

Те, кому надо просто поставить звуки, чистый «р» и так далее, редко приходят. Они обычно дома сидят и ждут, что звуки придут в норму сами. Это неправильно. Все звуки в онтогенезе в определенном порядке приходят в норму к пяти годам. Если этого не произошло, однозначно требуется помощь специалиста.

Чаще всего просят помочь заговорить в принципе. Потому что есть дети, которые приходят в три года и вообще не говорят. Даже пятнадцать лет назад такой «молчун», то есть ребенок с сенсомоторной алалией, был один на весь детский сад. Сейчас я встречаюсь с этим явлением угрожающе часто.

Как часто и как долго нужно посещать логопеда, чтобы исправить нарушения?

Нужно провести диагностику, чтобы понять, как часто требуется заниматься с ребенком, каким будет срок коррекции. Бывают дети, с которыми нужно заниматься и вовсе ежедневно, бывают очень сложные органические нарушения. Моторная алалия корректируется в срок от 4 лет и более.

Какие ошибки совершают родители при работе с логопедом?

Многие родители ждут быстрого результата, не до конца понимают, что задержка развития речи вызвана серьезными неврологическими нарушениями. Если ребенок вообще не говорил, а потом говорит: «Вот мама», «папа, иди», – это уже прорыв. А родители хотят, чтобы он через три месяца заговорил связно, вот как мы сейчас, «ведь мы платим деньги и ждем результата». Но чудес не бывает: это упорная, долгая, систематическая работа.

Другие игнорируют рекомендации врача-невролога, надеясь только на занятия с логопедом. Однако сколько бы ни было упражнений, они не восстановят, например, погибшие от гипоксии нейроны. При неврологических причинах воздействие обязательно должно быть комплексным: невролог, логопед, родители должны работать вместе, в одной команде. Тогда будет результат.

От родителей, от окружения зависит очень многое. Мама в присутствии малыша должна проговаривать каждое свое действие. Постоянно провоцировать ребенка на речь – её важнейшая задача.

Как правильно выбрать логопеда?

Нужно ориентироваться на рекомендации, но не преувеличивать их значение. Форумы для мам порой напоминают пересуды на лавочке, об объективности тут говорить сложно. Обращайте внимание на объективные показатели: пять лет человек учился на логопеда или один год (или вовсе только курсы повышения квалификации прошел), какой у него опыт, специализация, какие результаты. Хороший показатель – способность применять несколько разных методик по каждому нарушению.

Мария Леонидовна, а где учились вы?

В Московском гуманитарном университете имени И. А. Шолохова. А до того – в педагогическом колледже. Начала работать воспитателем логопедического детсада еще студенткой. Я люблю свою работу, хотя она может сильно выматывать. Мне тяжело отказывать людям, хочется помочь каждому, но количество детей, которым нужна помощь логопеда, растет с каждым годом. Кто-то приходит по рекомендации, кого-то направляют врачи-неврологи. Этот рост меня вовсе не радует – я бы хотела, чтобы все мы уделяли больше внимания формированию здоровой речевой среды для наших малышей. Тогда им вряд ли понадобится логопед. И вашим читателям пожелаю никогда к логопеду не обратиться. Но если это окажется необходимым – пожалуйста, постарайтесь сделать это своевременно. 

 

Логопедический центр «Говорун»
• логопедическая диагностика дошкольников
• диагностический прием и индивидуальные занятия с детьми раннего возраста
• помощь при расстройствах аутистического спектра
• работа с речевыми нарушениями (дизартрия, дислалия, задержка речевого развития, заикание и другие)
• детская сенсомоторная алалия

 

Фото: Александр Решетников